Телефон горячей линии
круглосуточно – анонимно – бесплатно
+7 (495)989-50-50

Общение с подростками

(страница 2 из 2)

1 Декабря 2011

Главное в этот период для взрослых – не утратить доверительных отношений с ребенком. Ведь зачастую подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

* В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддерживания контактов с ним. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

За помощью обратилась мама четырнадцатилетнего подростка. «В последнее время снизилась успеваемость у сына. Он все время в мрачном настроении. Ничего не хочет делать по дому, не помогает. Может часами просто лежать на диване, глядя в потолок. Я забыла, когда он не то, чтобы смеялся, а хотя бы просто улыбался. Грубит. Учителя не жалуются. Есть друзья. Иногда ходит с ними в кино, общается с ними через интернет...» Помощь взрослых в таких случаях крайне необходима, поскольку эмоциональный дискомфорт, плохое настроение блокируют у ребенка стремление к познанию, развитию. Тактильный контакт, непосредственная ласка, нежность как знак принятия и любви безусловной нужны подростку. С улучшением эмоционального самочувствия начинает проявляться и естественное стремление к познанию чего-то нового. Ошибочно считать, что подросток уже вырос и не нуждается в поглаживаниях. Они очень важны для него – как словесные, так и телесные.

* Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.

 

О воспитании

* В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Например, авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие.

Подросток из авторитарной семьи обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив (говорит тихим голосом, опускает глаза), или дурашлив, неуважителен. В то же время в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.

* Недостаток внимания, заботы взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

* Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает. Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.

 

*************
 

Как сохранить мир в семье? Как не разрушить атмосферу доверия? Что делать, чтобы быть услышанным? Как правильно объяснить, что такое хорошо и что такое плохо?… На эти вопросы родителей нет универсального ответа. Никто не владеет абсолютной истиной относительно вопросов воспитания. Но важно понимать, что именно родители с их жизненными представлениями, ценностями, видением создают атмосферу, в которой растет и развивается ребенок.

 

Версия страницы:


Страницы

Карта
Подписка на новости
Кликните чтобы обновить

Войти в личный кабинет
Восстановление пароля
Задать вопрос

Вопросы к психологу

Чат с консультантом
Собеседник: Загрузка ...
Данные пользователя
Список статей