Телефон горячей линии
круглосуточно – анонимно – бесплатно
+7 (495)989-50-50

Проблемы самоактуализации

31 Марта 2014

Ты родился оригиналом – не умри копией!

Джон Мейсон

 

К нам в службу экстренной психологической помощи МЧС России последнее время все чаще обращаются мамы детей-подростков и молодых людей более старшего возраста с жалобами на то, что детям их ничего не интересно, что они ничем не занимаются и не увлекаются, кроме просиживания долгих часов за компьютером и пассивным просмотром телепередач.   Да и взрослые пишут и звонят нам со схожими проблемами. Сетуют на то, что не знают, чего хотят, запутались в понимании того, кто они есть и для чего живут… Они не испытывают состояний радости и вдохновения, ни к чему не стремятся, постепенно превращая свою жизнь в некое бессмысленное существование.

В этой связи возникает вопрос – почему все это происходит с людьми в нашем цивилизованном и довольно благополучном обществе?

Для того чтобы ответить на этот вопрос кажется важным рассмотреть некоторые его аспекты.

Начнем с отношений, которые складываются между родителями и детьми в семье с момента их рождения.  

Мама и папа – это первые и самые близкие для ребенка люди. И от того, как они подходят к его воспитанию, что, в принципе, они под этим подразумевают, во многом зависит и то, каким он вырастет. Зачастую, родители, пытаясь оградить ребенка от  сложностей окружающего мира, руководствуясь «знанием» того, как будет лучше для ребенка, загоняют его в рамки своих представлений. Под предлогом своей опытности и понимания жизни, такие родители решают за ребенка, где ему учиться, какие кружки и секции посещать и, какую профессию впоследствии выбрать. Классический пример, такого воспитания – когда мама, пытаясь накормить отказывающегося кушать малыша, объясняет ему, что, на самом деле, он голоден, просто не понимает этого пока. Малыш растет, и с возрастом, все меньше доверяет своим внутренним ощущениям, перестает обращать внимание на свои потребности. Он не понимает, к чему его тянет, что ему нравится и что для него лучше. Чем старше он становится, тем все более теряет свою индивидуальность, уникальность и внутреннюю мотивацию к чему-либо. В жизни он начинает определяться только извне заданными условиями, превращаясь, как писал в свое время немецкий психолог Эрих Фромм, в конформный автомат. Вот, что Фромм говорил о таком человеке: «Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть» [3,211].  

Но такая жизнь в итоге может полностью потерять свою ценность, привести человека к депрессии и разного рода внутренним психологическим конфликтам и расстройствам. Что зачастую и происходит с людьми, обратившимися к нам в Службу.

Приведем лишь несколько отрывков из обращений на наш сайт:

1. Девушка, 19 лет.

«Меня воспитывали так, что все мои желания и цели были моей матери. Я единственный ребенок в семье, живу с матерью, и так вышло, что все, что хочет она, должна хотеть и я. А сейчас я понимаю, что я не знаю, кто я, не знаю, что я хочу, не знаю чем мне заниматься. Ничего не доставляет ни радости, ни удовольствия. О состоянии счастья я вообще молчу. Единственное, мне нравятся лошади, в остальном... ничего больше не знаю. И самое страшное, не знаю, как понять, что я хочу, а не моя мать».

2. Молодой человек, 21 год.

«Здравствуйте! У меня проблема в том, что я сейчас учусь в институте на 3 курсе и уже понял, что специальность, по которой я учусь - это последнее, чем бы мне хотелось заниматься по жизни. Соответственно, мне очень хочется бросить институт, но моя мама категорически против. Для нее это будет трагедией всей жизни. С одной стороны мне не хочется разочаровывать ее и обижать, но с другой я уже так не могу. Не могу там учиться и получать от мамы деньги, зная, что я не отдаю себя учебе. Что Вы можете посоветовать»?

3. Молодой человек, 26 лет.

«Суть в том, что по жизни, каких-то приличных результатов, я достигал ради кого-то, в школе я хорошо учился для мамы, для меня важна была ее оценка, потом ради девушки... Сейчас сложилась ситуация, что мне не за что зацепиться. Прозвучит абсурдно, но хочу, что бы мои желания, для меня же были важны».

4. Молодая женщина, 22 года.

«Здравствуйте, мне 22 года, я студентка медицинского института на третьем  курсе, по совместительству жена и мать. Сразу хочу сказать, что поступать в институт меня принудила моя мать, тогда я особо не фанатела от этой мысли. Я узнала, что беременна на 1 курсе в сентябре, все время беременности проучилась, родила прямо перед летней сессией, хотела уйти в декрет, но моя мама настояла, чтобы я дальше училась, "с ребенком есть, кому сидеть, а ты учись" - так она мне сказала. Я с большим трудом проучилась второй курс, чуть не вылетев из института, и когда снова хотела взять перерыв, мама на меня насела со словами "я от тебя отрекусь", или "я тебя уничтожу" ...».

5. Молодой человек, 20 лет.

«Здравствуйте. Мне не интересно жить. У меня нет эмоций, не чувствую ни радости ни грусти, все безразлично. Стал часто задумываться о том, для чего вообще люди живут? Чтоб всю жизнь чего-то добиваться, к чему-то идти, а потом взять и умереть? Я не хочу ничего, меня ни к чему не тянет... Спасибо маме и папе, которые хотели, чтобы я стал юристом, а мне нравилась музыка».

Как видно из этих примеров, родители оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. И если это влияние авторитарно, то в итоге получится, как написано на одном из молодежных сайтов: «Мы ложимся спать тогда, когда этого не хотим, чтобы проснуться тогда, когда мы еще не выспались, для того чтобы пойти на учебу, на которую нет желания идти, чтобы устроиться впоследствии на работу, которую не любим, чтобы заработать деньги на жизнь, которая нам не нравится».

Но все же нельзя возложить всю ответственность за то, что происходит с нашей молодежью сегодня, только на родителей. И, потом, как объяснить тот факт, что и в благополучных в этом смысле семьях, где детям не навязывалось жесткое представление о мире и «знание» того, как будет для них лучше, у молодых людей возникают те же самые вопросы: кто Я? зачем Я? чего Я хочу?..

И здесь мы, подходим ко второму аспекту обозначенной проблемы – к вопросу о ценностях и потребностях наших дней. Так как, развитие личности человека происходит в непосредственном взаимодействии с окружающей средой, начиная с узкого мира родительской семьи и расширяясь со временем до масштабов общества в целом. И то, какие в этом обществе потребности и ценности, во многом и определяет то, какие мы.

Динамику развития ценностно-потребностной сферы личности хорошо отражает модель, разработанная в свое время американским психологом Абрахамом Маслоу, и оформленная, в так называемую, «Пирамиду человеческих потребностей».

Согласно данной модели считается, что потребности человека организованы иерархически, от низших – биологических к высшим – духовным. *

В основании пирамиды заложены физиологические потребности: голод, жажда, потребность во сне, половое влечение.

Следующая ступень – потребности в безопасности: комфорт, защищенность, постоянство условий жизни.

На третьей ступени социальные потребности: социальные связи, принадлежность к группе, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

Четвертая ступень отражает потребности престижа: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост.

Последняя ступень пирамиды – это вопросы познания, самовыражения, самоидентификации и самоактуализации.

По мере удовлетворения самых «примитивных» потребностей, начиная с физиологических, в человеке постепенно актуализируются потребности более высоких уровней. Вот, что пишет об этом Маслоу: «А когда нам не нужно думать о «хлебе насущном», когда у нас есть крыша над головой и ощущение безопасности, тогда и заявляют о себе потребности более высокого уровня, такие как: потребность в принадлежности к группе, в причастности и поддержке; потребность в уважении и признании и, наконец, рассматриваемая нами, потребность в самовыражении, иначе говоря, в самоактуализации». [2,174]

Маслоу выделил следующие характеристики самоактуализирующейся личности:

1. Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся личности способны воспринимать мир вокруг себя правильно и беспристрастно. Они более толерантны к противоречивости и неопределенности, не боятся проблем, которые не имеют однозначных решений.

2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди принимают свою природу с удовольствием, ощущая радость жизни. Подобным образом они принимают и других людей и человечество в целом.

3. Непосредственность, простота и естественность. Отсутствие искусственности и желания произвести эффект.

4. Центрированность на задаче. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Независимость и потребность в уединении. Самоактуализирующиеся личности очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Автономия позволяет полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события своей жизни, ощущая при этом новизну и благоговение. Каждый день жизни с его обычными делами остается для них захватывающим и волнующим событием.

8. Вершинные или мистические переживания. Характеризуются ощущением исчезновения собственного «Я». Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9. Общественный интерес. Чувство сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.

10. Глубокие межличностные отношения. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся люди не имеют предубеждений, поэтому они уважают других людей, независимо от их принадлежности к классу, полу, религии. Готовы учиться у других, не проявляя стремления к превосходству и авторитарности.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13. Философское чувство юмора. Они относятся с доброжелательным юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность. Не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей.

15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию.

Несмотря на все сказанное выше о самоактуализирующихся людях, нельзя утверждать, что они идеальны. Они также бывают неконструктивны, вспыльчивы, скучны… Единственное, чем они отличаются от остальных людей – неугасимой тягой к самосовершенствованию, развитию и использованию по максимуму своих уникальных качеств данных им природой.

Теперь снова вернемся к пирамиде потребностей. Как уже было отмечено, по мере удовлетворения потребностей, лежащих в основании пирамиды, со временем начинают актуализироваться потребности более высоких уровней. Но иногда этого не случается.

Маслоу пишет: «Меня очень интересует метапатологическое состояние, когда человек не находит себе применения. Я встречал многих юношей, вроде бы соответствующих всем критериям самоактуализации; их базовые потребности удовлетворены, и они не обнаруживают явных психологических симптомов, которые вызывали бы тревогу. Тем не менее, они обеспокоены и расстроены. Они не доверяют никаким бытийным ценностям, никаким ценностям, исповедуемым людьми старше тридцати. Такие слова, как «истина», «добро», «любовь», они считают пустым звуком. Они даже потеряли веру в свою способность сделать мир лучше, и все, что они могут делать, — это протестовать бессмысленным и деструктивным образом. Если нет ценностей, руководящих жизнью, то можно не быть невротиком, но, тем не менее, страдать от когнитивных и духовных расстройств, поскольку в определенной степени связь с действительностью искажена и нарушена». [2,289]

Бывает так, что незнающие нужды и живущие в комфорте молодые люди, которым доступны все блага цивилизации, теряют стремление к собственному развитию, стремление к самовыражению и самоактуализации. Это может происходить по множеству разных причин: из-за индивидуальных особенностей человека, из-за неправильного воспитания, а также из-за проблем современного общества в целом. Более глубокое изучение данного феномена отдельная задача, выходящая за рамки этой статьи. Для нас же важно попытаться помочь тем молодым людям, которые находятся в отчаянии и смятении от осознания того, что с ними происходит. Тем, кого не устраивает подобное положение дел, тем, кто задает себе непростые вопросы и готов искать на них ответы.

Но прежде, чем мы перейдем к вопросам непосредственной помощи этим людям, важно не упустить еще один момент, также по нашему мнению, непосредственно связанный со всем тем, о чем мы говорили ранее. В больших городах, где собственно чаще всего и возникают подобного рода проблемы, молодые люди, решая вопросы самоактуализации и самоопределения, оказываются в затруднении, сталкиваясь с огромным количеством разнообразных возможностей для самореализации. Они задаются вопросом – как среди такого множества вариантов выбрать себе дело по душе, дело, которому будешь отдавать бóльшую часть своего жизненного времени?

И с такими вопросами они обращаются в нашу Службу. Приведем несколько примеров подобных обращений:

1. Девушка, 18 лет.

«Здравствуйте. Мне 18 лет. Проблема в том, что я не могу определить цель и смысл своей жизни. Знаю, для этого нужно пробовать различные виды деятельности. Я пробовала. Начинать что-то новое всегда безумно интересно, но до конца (или хотя бы до приемлемого состояния) я, наверное, еще ничего не довела, не считая уж тех случаев, когда я должна это сделать (школа, университет). Я давно пытаюсь понять, что действительно хочу, но быстро теряю интерес к делу»…

2. Молодой человек, 24 года.

«Здравствуйте. У меня такой вопрос. Всю жизнь у меня часто менялись интересы, т.е. я загорался одним делом, какую-то часть к достижению цели выполнял, и все. Мне это надоедало, и я бросал дело. И это происходит до сих пор. Я хотел быть и археологом, и программистом, и музыкантом, и спортсменом. Но надолго меня не хватает, и это мешает мне определить то, чем бы я хотел заниматься в жизни.  Выведу небольшой кусочек моей жизни. Сейчас я практически закончил педагогический физмат, но интерес к обучению у меня пропал еще на втором курсе. И сейчас я доучиваюсь через силу. Другим моим занятием на данный момент стала музыка. Но я чувствую тоже самое охлаждение. Как можно решить эту проблему с определением»?

3. Молодой человек, 28 лет.

«Моя жизнь: Школа до 9 класса включительно хорошо учился, потом 10-11 класс, тут прогулы, оценки хорошие 4-5 только по предметам, которые интересны, прогулы, ПК игры: в итоге оценки от 3 до 5. Далее юрфак универа, хотя честно признаться, мне было все равно на кого учиться, далее попытка брата пропихнуть в Академию ФСБ, как итог бросил юрфак. Далее академия туризма, поступил потому, что можно было осуществить перевод без вступительных экзаменов (плюс отсрочка от армии), бросил на 2 курсе и ушел работать на радио, почти 1,5 года, после увольнения с радио зацепила работа пожарного. Потом работа юристом у брата, почти 2 года, дальше колл центр. Я не знаю, что дальше»…

4. Девушка, 22 года.

«Здравствуйте, мне 22 года. И я не знаю, что хочу от жизни. Не могу найти свою сферу деятельности, так много всего. И так много уже где себя попробовала. На данный момент я не работаю, я не знаю, как выйти из этого состояния, меня ничего не радует в жизни, мне ничего не интересно, хочется плакать и копаться в себе, понять, кто я есть на самом деле. Но у меня это не получается».

Как видно из этих обращений, бывает, что человек, в принципе, занимает активную жизненную позицию. Он пытается реализовать себя, но, этаким способом «проб и ошибок», перебором вариантов, думая очевидно так – «попробую, а вдруг понравится»... Получается какая-то хаотическая активность – без планов, намерений и целей. Такие действия не приносят положительных результатов.

И если в предыдущих примерах, мы видим, как молодые люди, под давлением извне теряют способность слышать свои внутренние сигналы, чувствовать и понимать себя, то во втором случае, у юношей и девушек словно «глаза разбегаются» от невероятного количества возможностей для самореализации. А общая проблема, в итоге, та же – они не понимают, что конкретно им нравится, к чему их тянет и какому занятию они готовы посвятить время своей жизни, хватаясь за любую представившуюся возможность. Т.е., можно предположить, что и в том и в другом случае, у молодых людей не изучено свое собственное внутреннее пространство, не хватает осознанности в понимании себя и мотивов своих поступков.

Так как же вернуть себя себе? Как пойти по жизни так, чтобы в старости не настигло отчаяние и разочарование, и чтобы, как говорится, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы?

Для того чтобы положительные изменения в принципе стали возможными, у человека обязательно должна присутствовать большая потребность к изменению. Без нее ничего не получится. Так как путь по выстраиванию самого себя по своим внутренним принципам требует огромной смелости и мужества. Отказ от старых привычек и стереотипов, тревога от неопределенности неизведанного, боль от неизбежных осознаний – все это трудности пути. Но награда будет высокой. На кону принципиальное изменение качества жизни. Человек сможет быть тем, кем он должен быть в силу своей человеческой природы, он сможет раскрыть свой вершинный потенциал. И жизнь у такого человека, несомненно, станет более интересной, разнообразной и наполненной радостью Бытия.

Помимо потребности к изменению, человек, вставший на путь самоактуализации должен быть готовым вкладывать жизненное время и энергию в собственное развитие. Процесс роста требует высокой степени самоорганизации, что, в свою очередь, напрямую связано с проактивной жизненной позицией. Когда ты сам ставишь себе задачу и сам ее выполняешь, т.е., исходишь не из внешней необходимости, а из внутренней мотивации, самодетерминируешься.

Если выбор в пользу развития одной из самых высших людских потребностей – потребности в самоактуализации, сделан, то необходимо приступать к непосредственной практической работе с собой. И здесь, абсолютно очевидно, что работа эта начинается с самопознания, с исследования самого себя, внутреннего пространства своей личности. Возможно, начать придется с самых простых вещей. Даже обычный прием пищи может стать ежедневной практикой с постоянными вопросами и ответами внутри себя. Такими как – по вкусу ли мне это блюдо, голоден ли я сейчас или просто пришло время обеда? И так во всем… Например, при просмотре фильмов спрашивайте себя – нравится ли мне эта картина, о чем она, что это для меня? В разговоре с людьми отслеживайте свое внутреннее состояние, отвечайте себе на вопросы – а что значат для меня слова собеседника, какой отклик они вызывают в моей душе? Вы можете вести дневник о прошедшем дне, анализируя свое поведение, эмоции, мысли. Занимайтесь гимнастикой, медитируйте, прорабатывайте свои негативные эмоции, разбирайтесь с дурными мыслями. В общем, делайте все, что позволит повысить свою осознанность.

Так, переведя свое внимание с внешнего локуса контроля на внутренний, постепенно шаг за шагом, вы узнаете себя, познакомитесь со своими уникальными, присущими только вам качествами, со своими потребностями и ценностями. Вы начнете понимать, что в вас требует изменения и улучшения. Какие действия вам необходимо для этого совершить. Т.е., вы станете более осознанными во всех сферах вашей жизни. Сама жизнь превратится для вас в практику. И это то, что делает нас людьми.

Процесс самоактуализации может быть трудным. И на помощь здесь придут книги по данной теме, статьи, передачи, и, конечно же, психологи, работающие в этом направлении. Большой популярностью в настоящее время пользуются группы самопознания и личностного роста. Процесс развития личности в них идет гораздо быстрее, чем при индивидуальных встречах с психологом. Так как в таких группах не один, а сразу несколько внешних наблюдателей, как система зеркал, отражают наши проблемные зоны, позволяя сделать их объектом работы.

Тем, кто встал на путь самоактуализации следует помнить, что процесс этот бесконечный и беспредельный. Как сказал великий французский философ Анри Бергсон: «Мы только ищем точный смысл, какой придает наше сознание слову «существовать», и мы находим, что для сознательного существа это значит изменяться; изменяться – значит созревать, созревать же – это бесконечно созидать самого себя». [1,38]

 

Список литературы:

1. Бергсон, А. Творческая эволюция, М.:Кучково поле, 2006. – 384 с.

2. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы.  – М.: Смысл, 1999. – 425 с.

3. Фромм, Э. Бегство от свободы. Серия: Психология. Лучшее. – М.:АКТ, 2009. – 288 с.

4. Хьелл, Л. Теории личности./ Л. Хьелл, Д. Зинглер. – 3-е межд. изд. – СПб.: Питер, 2003. – 606 с.

 

 

 

Алексеенко О.В.,

ведущий психолог ОДМПКиИП ФКУ ЦЭПП МЧС России



* Духовные потребности в этом смысле мы и считаем ценностями.

Версия страницы:

Карта
Подписка на новости
Кликните чтобы обновить

Войти в личный кабинет
Восстановление пароля
Задать вопрос

Вопросы к психологу

Чат с консультантом
Собеседник: Загрузка ...
Данные пользователя
Список статей