Телефон горячей линии
круглосуточно – анонимно – бесплатно
+7 (495)989-50-50

Общение с подростками

(страница 1 из 2)

1 Декабря 2011

Гнев, отчаянье, раздражение, злость… Зачастую эти и подобные чувства испытывают родители детей-подростков. Ещё вчера «нам так хорошо удавалось ладить», «он был ласков, послушен», «ничего не предвещало бури». А сегодня «будто мир перевернулся». Чувство бессилия родителей в таких случаях – важный и нужный сигнал. Сигнал о том, что их поведение ошибочно, и важно это осознать.

Важно понять, что это закономерный этап в развитии ребенка. Если родители и близкие правильно понимают сущность явлений подросткового периода, разумно реагируют на возникающие изменения в их поведении, то никаких особых конфликтов не возникает, и этот период проходит для подростка благополучно и безболезненно.

 

Особенности подросткового периода

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. В этом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают адаптацию различных систем организма к внешним условиям. У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость...

Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. В этот период складываются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, когда появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта. Задача взрослых на данном этапе заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать нормальность происходящих с ним метаморфоз.

 

Трудности в общении с подростками

* Трудности, возникающие при взаимодействии с ребенком, неадекватность его поступков, импульсивность его поведения, резкие изменения сферы интересов – это внешние проявления тех процессов, которые происходят во внутреннем мире подростка. Важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности. Эта взрослость для подростка первоначально вырисовывается как требования свободы от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая «переоценка ценностей» и, прежде всего, перестройка отношений с родителями. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Зачастую представления о взрослости у подростков связаны с приобретением такого опыта, как проба алкоголя, курения. На сайт обратилась мама тринадцатилетней девочки. «В последнее время у нас испортились отношения с дочкой. Ей 13 лет. Хамит, дерзит, стала какая-то нервная. От учительницы узнала, что они практически всем классом ходят курить. Дочка говорит, что не ходит. А вчера пришла домой поздно с запахом спиртного. Я в ужасе. Ситуация выходит из-под контроля. Она закрылась от меня. Откровенно поговорить, как раньше, не удается. Просит, чтобы я не читала ей нотации, не раздражала ее… ». Важно осознавать, что такое поведение ребенка – следствие уже неверно складывающихся отношений с родителями. Жесткий контроль, ограничения лишь усугубят ситуацию. Поэтому для начала необходимо разобраться, а что можно изменить в своих действиях, словах, в своем отношении к ребенку.

Версия страницы:


Страницы

Карта
Подписка на новости
Кликните чтобы обновить

Войти в личный кабинет
Восстановление пароля
Задать вопрос

Вопросы к психологу

Чат с консультантом
Собеседник: Загрузка ...
Данные пользователя
Список статей